Под условным определением «исторические», мы будем подразумевать стили, существовавшие в прошлые века и которые сегодня находят отклик в архитектуре индивидуальных загородных домов, ресторанов, кафе и т.д.
Таким стилям отдают предпочтение не только консервативно настроенные заказчики. Выбор стиля может зависеть от окружающей застройки в месте предполагаемого строительства и других факторов.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – современное определение классицизма, получившего развитие в XVII-XVIII вв.
Классицизм уходит корнями в Золотой Век античности, взяв оттуда основные архитектурные формулы, и отличается строгостью форм и выверенностью линий.
Поиск чистой архитектурной мысли, без примесей случайных украшательств – этот базовый принцип роднит классицизм с минимализмом, не смотря на внешнюю противоположность этих стилей.
Применимо к жилью, заказчики часто употребляют выражение «классика», подразумевая при этом традиционный образ основательного дома-усадьбы с высокими потолками, арочными проемами, карнизами, лепниной и т.д. Часто используются и скульптуры.
Прототипами таких домов являются особняки и архитектурные ансамбли родовых поместий, ставшие памятниками архитектуры и составляющие неотъемлемую часть наследия русской истории. Старинные усадьбы впечатляют, и становятся прообразами для многих проектов в наше время.
Бытует выражение «спокойная классика», обычно это компромисс между торжественностью и демократичностью в облике жилого дома. Очень многие выбирают такой подход, так как он позволяет экономить на деталях, а так же выходить за рамки строгих правил классицизма и использовать практичные архитектурные решения, свойственные другим стилям, превращаясь в эклектику, о чем мы упоминаем в соответствующем разделе.
Дать точную формулировку обывательскому выражению «классика» невозможно, каждый вкладывает в этот термин что то свое.
В конце XIX, начале XX века, стиль классицизм трансформировался под влиянием новых течений, получив название «неоклассицизм», что, возможно, даже ближе к сегодняшней «классике».
Основным принципом неоклассицизма в те годы, было также обращение к античности. В какой то степени, это тенденция повторяется и сейчас. В XXI веке классицизм стал источником различных явлений творческого поиска, которым искусствоведы дали такие определения, как «псевдоклассика», «эклектика», «неоклассика» и т.д.
Рекомендация:
Практически не претерпев изменений за 2500 лет, этот стиль используется и по сей день. Его называют «классикой», вкладывая в это понятие вечное, ценное, проверенное временем. Технологичный XXI век преображает наш мир, влияя на все стили без исключения, однако принципы, на которых базируется классический стиль, до сих пор располагают к себе консервативно настроенных заказчиков.
РОМАНТИЗМ – в истории мировой архитектуры это направление обозначено периодом конца XVIII, начала XIX века. Как противопоставление духу Просвещения и технического прогресса, активного развивающегося в то время, данный стиль черпал вдохновение из сказочных мифов и рыцарских романов. Отсутствие строгих правил и канонов, характерных для других исторических стилей, дает романтизму свободу творчества, делая его привлекательным для многих творческих личностей. В настоящее время, дизайнеры и архитекторы, работающие в этом стиле, обращаются за поиском новых образов к самым разным источникам, полагаясь на творческое чутье и интуицию.
В нем могут присутствовать элементы самых разных исторических стилей от классицизма до кича.
Романтизм призван создавать сказочные и эффектные образы старины разных эпох, начиная от древних замков эпохи Возрождения в период средневековья и заканчивая архитектурой ХIX века.
Он отличается высокой степенью проработки декора фасадов и интерьеров, в котором часто используются состаренные материалы и разного рода имитации.. В интерьерах преобладает дерево, натуральный камень, художественная роспись.
Рекомендация:
Стиль «романтизм» используется для создания мифологических и фантастических образов древности. При выборе данного стиля для своего дома, стоит задуматься о повседневном восприятии задуманного образа. Стоит поискать баланс между суровой привлекательностью средневековья и повседневной жизнью, которой благоприятствует легкая и позитивная атмосфера.
МОДЕРН – (фр. moderne - современный) Стиль модерн появился в конце XIX начале XX века как протест против вековых традиций, прямых линий и выстроенных и рассчитанных по правилам, архитектурных форм. Родоначальники модерна Федор Шехтель, Антонио Гауди, Виктор Орта создавали новые образы, их некоторые здания напоминали гигантские скульптуры или органические формы, что ломало существующие стереотипы об архитектуре.
Это было слияние искусства и архитектуры: интерьеры и фасады зданий декорировались росписью и мозаикой, каждый архитектурный элемент был уникален и отрисовывался художником.
Особняк Рябушинского в Москве, построенный Шехтелем в 1903 году, до сих пор является прообразом для многих современных домов усадебного типа. Многие архитектурные решения и элементы жилых домов этой эпохи используются в проектах современных архитекторов.
Рекомендация:
В наши дни модерн, используется в основном в сочетании с другими стилями, такими как эклектика и романтизм. Как мы уже писали, непростая задача синтезировать разные стили, поэтому стоит хорошо погрузиться в тему, чтобы не ошибиться с выбором решения, ведь любые переделки в стиле модерн очень затратны.
АР-ДЕКО (АРТ –ДЕКО) (фр. art deco - декоративное искусство) Изначально этот эклектичный стиль, представлял из себя смесь модерна и неоклассицизма и был популярен в мире с 1930-хх, по конец 1940-хх годов. На него оказали заметное влияние направления в искусстве того времени: конструктивизм, кубизм, абстракционизм.
В наше время ар-деко преобразился под влиянием современных архитектурных направлений, унаследовав свои характерные черты: декоративность, роскошь и шик. Мы можем назвать ар-деко - гламурным стилем.
Если обратить внимание на элементы интерьера (светильники, мебель, текстиль и т.д.), которые представлены на российском рынке на момент написания данной статьи, а это февраль 2014 года, то мы увидим, что подавляющее большинство выполнено в стилистике ар-деко. Это говорит о большой популярности этого стиля В России.
Характерными особенностями этого стиля, в данный момент, является смесь современных и классических элементов, что роднит его сто стилем «фьюжн». При этом ар-деко имеет набор характерных решений и приемов и больше тяготеет к ретроспективе, в то время как фьюжн, скорее устремлен в будущее или же вообще отказывается от каких-либо правил. Оба направления могут уходить как в сторону современности, так и в сторону исторических и этнических мотивов и иногда граница, различающая эти стили полностью исчезает.
Подчеркнуто декоративный и цитируемый дух ар-деко, заставляет относить его к историческим стилям, не смотря на большую популярность в современном мире. Несмотря на внешнее сходство, философия стиля фьюжн, отличает его современную сущность, поэтому мы условно помещаем его в соответствующий раздел нашего обзора.
Словосочетание ар-деко, используется в наше время, как правило, применительно к дизайну интерьеров, нежели к архитектуре жилых домов, прообразами которой являются выдающиеся особняки эпохи модерна, созданные архитектором Шехтелем, в начале XX века.
Комментарий:
Ажиотаж строительства коттеджей в стиле модерн и ар-деко, в последнее время снизился. Рациональность и естественность, постепенно приходят на смену декоративности, характерной для этих стилей.
Этот обзор был написан в 2014 году, а сейчас 2018 и теперь мы можем с уверенностью подтвердить, что интерес к этим стилям сегодня снизился в разы.
ЦАРСКИЙ СТИЛЬ: БАРОККО И РОКОКО – Упрощенное выражение «царский стиль» характеризует волну предпочтений российского заказчика, нацеленного на достижение эффекта роскошного жилья. И не просто жилья, а скорее, дворца или резиденции. Опираясь на пожелания таких заказчиков, многие итальянские мебельные фабрики стали изготавливать специально для российского рынка целые мебельные гарнитуры и настоящие троны с монограммами их владельцев. Ближе всего этим взглядам, в истории отвечают стили барокко и рококо. О них речь пойдет ниже.
Стиль барокко получил основное развитие в XVII веке. В переводе с итальянского, это слово означает «причудливый», а в переводе с португальского даже «порочный». В наш урбанистический век люди стремятся к естественности, а в то время это было синонимом дикости и неотесанности. И барокко провозглашало пышность, броскость и вычурность. Архитектурные элементы и мебель в стиле барокко восхищают красотой линий и мастерством исполнения. Барокко это всегда богатство деталей, обилие золота, атласные ткани в интерьере и т.д.
В XIX веке на смену барокко приходит рококо. Если упрощенно, то основное его отличие от предыдущего стиля – это еще больше деталей, золота и роскоши.
Рекомендация:
Рестораны премиум класса в Москве и Санкт-Петербурге с успехом используют этот стиль для оформления интерьеров, это один из самых дорогостоящих в реализации и проектировании стилей. Актуальным его не назовешь, но в качестве декораций для оформления развлекательных заведений этот стиль может пригодится.
ЭКЛЕКТИКА – направление в архитектуре конца XIX века, принципом которого было смешение близких по духу исторических стилей и «реконструкция» сложившихся канонов. Искусствоведы полагают, что в этот период истории, эклектика доминировала и пропагандируя имитацию, пышность и бутафорию, явилась следствием упадка в искусстве. Ранее, когда еще не существовало определения «эклектика», принципы смешения стилей уже удачно использовались архитекторами, которые делали «миксы» из различных направлений разных эпох. Это «архитектурное хулиганство», как некоторые считают, или «эксперименты со стилями», как считают другие, в том числе и мы, позволяли создавать новое в архитектуре.
Базируясь на идеях импровизации, архитектурной игры, борьбы со стереотипами, эти принципы помогали создавать выдающиеся архитектурные произведения, влияя на общее развитие архитектуры.
Выражение такого подхода есть в облике Храма Василия Блаженного (1561г.) на Красной площади, башнях Московского Кремля (XV-XVIвв.), дворцово-парковом ансамбле Царицыно (конец XVIII века). Императорская резиденция в Царицыно является уникальным памятником «русской псевдоготики», при разработке которого, создатель дворцового комплекса Василий Баженов «сгенерировал» свой собственный стиль, который он назвал «нежная готика».
В наше время эклектика часто имеет черты постмодернизма, романтизма, этнических стилей.
Рекомендация:
Если целью является дом, который нужно «растворить» в довольно «безумной» псевдоисторической окружающей среде, которая нередко встречается в Подмосковье или наоборот сделать яркий проект на основе синтеза исторических стилей, то эклектика может подойти для решения соответствующих задач. Следует уделить особое внимание архитектурным деталям и изучению подобных проектов, чтобы избежать непредсказуемого и нежелательного результата.